Б.В. ЛЯПУНОВ
ИЗ ГЛУБИНЫ
ВЕКОВ
О работах лауреата Сталинской премии
М. М. ГЕРАСИМОВА
Под научной редакцией
доктора исторических наук
А. Я. БРЮСОВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА-1953
{1} |
Автор выражает благодарность лауреату Сталинской премии М. М. Герасимову за научную консультацию, директору Института антропологии МГУ, доценту М. С. Плисецкому, кандидату исторических наук Г. Б. Федорову и сотруднице лаборатории пластической реконструкции Н. Н. Мамоновой за помощь, оказанную при подготовке рукописи к печати, а также И. А. Ляпуновой, принимавшей участие в работе над рукописью. Переплет и форзац Е. Н. Голяховского Иллюстрации заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР А. М. Орлова Фото М. А. Инсарова |
{2} |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Советская наука — самая передовая наука в мире. Опираясь на марксистско-ленинское учение о законах развития природы и общества, советские ученые решают многие научные проблемы, казавшиеся ранее неразрешимыми.
Одна из таких проблем, над которой десятилетиями бесплодно работали многие зарубежные буржуазные ученые, была блестяще разрешена советским исследователем М. М. Герасимовым, награжденным за этот труд Сталинской премией.
В результате двадцатипятилетних исследований М. М. Герасимов установил существование глубокой закономерной зависимости между строением костей черепа и строением мягких тканей лица и решил с научной точностью задачу восстановления скульптурного портрета давно умершего человека.
Открытие М. М. Герасимова прокладывает новые пути в таких отраслях знания, как антропология, этнография, история. Оно открывает возможность точнее, чем до сих пор, изучить историю формирования и развития физического облика человека; оно позволяет уточнить историю расселения человечества по земному шару и последующие перемещения племен и народностей; оно открывает перспективу разработки в будущем методов точного восстановления обликов вымерших животных; оно дает нам возможность видеть воочию портретные изображения многих великих людей прошлого.
О характере открытия М. М. Герасимова ярче всего свидетельствуют его скульптурные работы, являющиеся практической реализацией созданной им общей методики восстановления лица по черепу.
На основе изучения ископаемых черепов М. М. Герасимовым созданы десятки скульптур, передающих облик некогда живших людей. Эта галерея портретов наглядно иллюстрирует историю развития человечества, начиная с древнейшего известного нам предка людей — питекантропа (обезьяночеловека) до современности.
Восстановленные М. М. Герасимовым облики древних людей ярко подчеркивают антинаучный и антиисторический характер звероподобных изображений первобытных «дикарей», которые создают буржуазные ученые; {3} сравнивая культуру древних племен с культурой современных отсталых народов, идеологи расизма стараются оправдать методы подчинения и истребления масс колониального населения, как если бы дело шло об истреблении диких животных или, по их выражению, «полулюдей».
Подлинно научные портретные изображения наших древних предков, созданные М. М. Герасимовым, доказывают, что даже в самые отдаленные времена они были настоящими людьми, только частично и на самом древнем, давно пройденном этапе своего развития сохранявшими унаследованные ими от обезьян некоторые звериные черты, совершенно утерянные всем существующим в настоящее время человечеством.
В портретной галерее М. М. Герасимова перед нами проходят серии лиц, характеризующих историю возникновения и развития физического облика народов, населяющих нашу Родину. В конце этой галереи стоят скульптурные изображения умерших исторических лиц, образы которых воссозданы по черепам, временно изъятым из усыпальниц: портреты Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Тимура, Улугбека и др.
Работы М. М. Герасимова представляют интерес не только для специалистов, но и для широкого круга советских читателей, интересующихся достижениями советской науки и историей нашей Родины. Им адресована эта книга, представляющая собою очерк о творческом пути и работах лауреата Сталинской премии М. М. Герасимова.
Автор книги не является ни антропологом, ни археологом. Он — писатель, заинтересовавшийся увлекшей его темой и сумевший в занимательной форме рассказать о сущности метода М. М. Герасимова и о наиболее интересных скульптурных портретах, созданных им, показав их на широком историческом фоне. Книга Б. Ляпунова вполне решает задачу, поставленную автором, — дать советскому читателю научно-популярную книгу, которая в доступной форме и вместе с тем правильно с точки зрения науки осветила бы сложную проблему восстановления лица по черепу и результаты, достигнутые М. М. Герасимовым при решении этой проблемы.
Создание этой книги потребовало от автора большой вдумчивой работы: глубокого знакомства с трудами М. М. Герасимова, с процессом выполнения реконструкций, с историческими материалами, относящимися к каждому скульптурному портрету.
Основной упор сделан автором на ознакомление читателей с портретной галереей, выполненной М. М. Герасимовым. Этому описанию предпосланы общие сведения, необходимые для понимания сущности метода восстановления лица по черепу, что позволило проследить творческий путь ученого.
Многочисленные фотографии и рисунки, помещенные в книге, способствуют ознакомлению с исключительно интересной и имеющей глубокое научное значение портретной галереей, созданной талантливым советским ученым и не имеющей аналогии во всем мире.
Доктор исторических наук А. БРЮСОВ
{4} |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
3 | |
5 | |
8 | |
11 | |
16 | |
30 | |
38 | |
43 | |
53 | |
56 | |
58 | |
63 | |
66 | |
70 | |
73 | |
79 | |
82 | |
90 | |
95 | |
99 | |
104 | |
105 |
Редактор А. А. Евнович. Художн. и техн. редактор Е. И. Пергаменщик. Корректор Е. А. Дворкина.
|